Железобетонные фундаменты

Не смотря на большую трудоемкость обычных бутовых фундаментов, сборные фундаменты в строительстве многоэтажных домов имеют еще ограниченное распространение, хотя по конструкциям сборных фундаментов имеется много предложений.

В практике строительства в настоящее время применяют обычно фундаменты, выкладываемые из крупных блоков, внедрение которых резко снижает трудоемкость возведения фундаментов, так как кладка ведется кранами.

Фундаменты выкладывают из блоков двух видов: блоки нижней подушки и блоки, образующие стену подвала.

Блоки нижней подушки изготовляют в виде толстых железобетонных плит различного сечения и ширины; блоки для стен подвала имеют прямоугольную форму и изготовляются без арматуры. В местах проемов укладывают блоки с вырезами, усиленные жесткой арматурой. Поверх нижней подушки и фундамента устраивают армированные швы из цементного раствора.

Применение фундаментов такого типа для крупноблочных домов особенно целесообразно, так как основным монтажным механизмом на строительстве такого дома является башенный кран, а сборка фундамента по характеру процесса почти не отличается от сборки стен. 

Внедрение крупноблочных фундаментов в этом случае совершенно исключает необходимость использования труда каменщиков, так как сборку всех основных элементов дома, начиная от подушки фундамента и кончая венчающим карнизом, производит одна и та же бригада монтажников одним и тем же краном.

При одинаковом расходе цемента крупноблочные фундаменты по весу и стоимости выгоднее бутовых и бутобетонных, но требуют небольшого расхода металла.

При сборных фундаментах трудоемкость уменьшается в 3 раза по сравнению с бутобетонными и в 10 раз по сравнению с бутовыми фундаментами.

Небольшой дополнительный расход стали в крупноблочных фундаментах окупается снижением стоимости, трудоемкости, объема перевозок, ускорением строительства и возможностью кладки фундаментов в зимнее время без тепляков или других мероприятий, удорожающих строительство.

Блоки сборных фундаментов изготовляют в заводских условиях на открытой площадке. Заполнитель (песчано-гравийная смесь) погружают краном, оборудованным грейфером, в бункерную вагонетку, которая затем лебедкой подается на эстакаду и разгружается на ленту транспортера. Транспортер загружает заполнитель в бункер бетоносмесительной установки. 

Готовую бетонную смесь в бункерах подают на вагонетках к стендам, которые обслуживаются автокраном. Опалубку применяют деревянную; сетки арматуры доставляют из арматурного цеха в готовом виде.

Немедленно после распалубки, при прочности около 50% от проектной, блоки вывозят на стройку и укладывают на место, так как полная расчетная нагрузка на фундамент достигается только к моменту окончания строительства, т. е. не ранее чем по истечении нескольких месяцев.